Противодействие экстримизма в университете

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

   Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма. Необходимым условием является тесное взаимодействие факультетов, психологов и кафедр университета.

   Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательном учреждении являются:

  • организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности в межэтнических отношениях;
  • внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания межэтнической толерантности курсантов и слушателей;
  • организация, проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения и экстремистских проявлений;
  • создание в университете советов курсантов и слушателей.

   В связи с этим, основные действия по снижению экстремистских проявлений должны быть ориентированы на:

  • оптимизацию социальной среды , в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
  • создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы для сотрудников полиции должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
  • разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

    Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма:

  • создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности;
  • создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
  • создание условий для повышения жизненных шансов курсантов и слушателей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
  • развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;

   Психологическая профилактика экстремистских проявлений в образовательном учреждении ведется в нескольких направлениях:

  • создание психологически безопасной поддерживающей, дружественной среды в университете, исключающей психологическое травмирование, как со стороны педагогов, так и в коллективе курсантов и слушателей;
  • выявление групп риска методами, исключающими провоцирование экстремистского поведения;
  • тренинги с курсантами и слушателями, направленные на помощь в самоидентификации;
  • индивидуальные консультации курсантов и слушателей, родителей и педагогов;
  • тренинги с педагогами, направленные на осознание ими собственного уровня возрастной толерантности и помощи в выработке умений коммуникации у курсантов и слушателей в кризисных ситуациях.

   Другим важнейшим аспектом работы вуза по противодействию экстремизму является ее научно-методическое обеспечение. Здесь основными направлениями работы являются: мониторинг проявлений экстремисткой активности, мониторинг правоприменительной деятельности в сфере противодействия экстремизму и терроризму, изучение феномена экстремизма и его проявлений в виде религиозных организаций, особенно «нетрадиционных». Издание и внедрение в практику деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов методических пособий по противодействию экстремизму, в том числе с использованием сети Интернет.

   Вместе с тем,  должна учитываться оценка степени опасности для общества наличия экстремальных жизненных установок - связь уровня экстремальных настроений с основными формами экстремистских проявлений.

   Резкое социальное расслоение общества, неравенство в доступе к социальным, культурным, экономическим благам, волна религиозного возрождения, развитие национального самосознания, побуждают молодежь, искать «нетрадиционные» механизмы социальной мобильности, например, такие, как «нетрадиционные религии». К ним относятся как абсолютно безобидные сообщества единомышленников, так и откровенно экстремистские организации, проповедующие национал-патриотические лозунги, входящие в состав националистических правых группировок, участвующих, в том числе, и в политических акциях. В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма» говорится о 231 секте. Причем подавляющее большинство вызывающих опасение религиозных объединений не являются религиозными организациями, не зарегистрированы.

   Безусловно, деятельность этих организаций, их информационные сайты в сети Интернет, издаваемая ими печатная продукция должны быть объектом профилактики, должны подвергаться тщательной экспертизе на наличие экстремистских идей и призывов.

   Распространенность и активность подобного рода групп обусловливается рядом факторов. Среди них стоит отдельно поднять вопрос о распространении экстремистских материалов в сети Интернет. По оценкам специалистов на территории страны действуют около 7,5 тысяч экстремистских сайтов.

  Противодействие распространению экстремизма является задачей всего общества. Недооценка опасности этого явления грозит возможностью очень серьезных последствий для безопасности государства и общества, о чем свидетельствует мировой опыт. Российская Федерация представлена многонациональным и многоконфессиональным населением. К нам в университет приезжают работать и учиться представители различных регионов, принося с собой свои обычаи, культуру, традиционные жизненные уклады. Миграционные процессы обусловливаются объективными макроэкономическими и социально-политическими показателями, имея в виду которые, мы можем утверждать, что в ближайшем будущем миграция не сократится и не изменит своего направления. Это объясняет важность противодействия всем тем силам, которые пытаются разжечь костер межнациональной нетерпимости и вражды в нашем регионе.

   В качестве важнейших направлений деятельности вуза по противодействию экстремистским проявлениям считаем следующие:

- информационно-просветительское направление, связанное с разработкой и внедрением дисциплин посвященных изучению религии, ее истории, культуры, традиций; курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму;

- психолого-педагогическое направление, связанное с развитием психолого-педагогических служб в университете, занимающихся выявлением лиц группы «повышенного психолого-педагогического воздействия» и дальнейшей работы с ними;

- организационное направление, связанное с повышением роли общественных объединений в жизни вуза, с созданием клубов интернациональной дружбы при участии национальных диаспор, с реализацией программ по адаптации  и интеграции курсантов и слушателей.

 Законодательство по противодействию экстримизма:

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Юрид лит., 1993.

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

3. Международная конвенция от 10 января 2000 г. «О борьбе с финансированием терроризма» 

4. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1-1 «О средствах массовой информации»

5. Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» 

6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» 

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона «О противодействии терроризму»

8. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» 

9. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 3-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» 

10. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 -ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 

11. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. От28.02.2008) «О свободе совести и религиозных объединениях»

12. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (федеральный закон) 

13. Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 27(ред. от 30.12.2005) «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня досведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» 

14. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629 (ред. от 06.09.2004, с изм. от 19.11.2004) «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)» 

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России